Пассажирка (1963) /Pasazerka

Пассажирка (1963) /Pasazerka

Год выхода:
1963
Выпущено: Zespol Filmowy "Kamera"
Продолжительность: 1:05
Режиссер: Анджей Мунк, Витольд Лесевич
В ролях: Александра Шлёнска, Анна Чепелевская, Януш Быльчинский, Кристина Дубеловна, Анна Голебиовска, Барбара Хоравянка, Анна Ярачовна, Мария Косцялковска, Анджей Красицкий, Ян Кречмар, Ирэна Малькевич, Изабелла Ольшевска, Леон Петрашкевич, Казимеж Рудский, Марек Вальчевский
Описание:
Советский дубляж.

Поляки первые с экрана сказали миру трагическую правду о гитлеровских концлагерях и сделали это необыкновенно убедительно и сильно, начиная от «Последнего этапа» Ванды Якубовской до незавершенной «Пассажирки» Мунка. Человек приходит в этот мир с определенной миссией. Бывает, творческие судьбы таких людей отмечены траурной чертой. Мунк пришел в этот мир, чтобы создать свою «Пассажирку». Посмертный шедевр визуальной красоты и глубины, возможно, и должен был остаться незавершенным... Осталась загадка.

На роскошном корабле возвращается из-за океана в Европу немка Лиза со своим представительным мужем. Звучит голос комментатора: «Этот рассказ начинается сегодня – но там, где он начинается, не существует вчера и завтра, только сегодня». Этот роскошный пароход – «остров во времени», и каждый его пассажир – тоже остров. Последняя остановка в английском порту. Застывший кадр показывает Лизу (Александра Шленская). Ее глаза устремлены со смятением и испугом на поднимающуюся по трапу женщину. Начинается возвращение в прошлое. Начинается фильм. Воспоминания Лизы переносят нас в годы войны, в Освенцим. Молодая Лиза - лагерная надзирательница, эсэсовка. Пытаясь объяснить мужу свой испуг, Лиза рассказывает ему о случившемся когда-то, о том, что она все эти годы скрывала и хотела забыть. Там, в лагере, и встретилась Лиза с заключенной полячкой, молодой еврейкой Мартой (Анна Цепелевская).

В центре фильма их поединок, желание надзирательницы сломить гордость Марты, заключенной N13417 (подлинный освенцимский номер Зофьи Посмыш-Пясецкой автора «Пассажирки»), унизить ее духовно, уничтожить морально. В поединке Лизы и Марты польское кино впервые воплощает проблематику политического фильма средствами психологического искусства. В одной из сцен надзирательница приходит в мужской лагерь за бухгалтером. Капо мужского лагеря с двухзначным лагерным номером, старожил немец (стало быть, из немецких коммунистов), объявляет, что бухгалтер захворал, но вместо него может послать сведущего человека. Этот сведущий – Тадеуш, жених Марты. Он политический, и, значит, обречен на смерть. Этот фильм - рассказ и об их любви в лагере. В эпизоде чтения шифровки, которую Марта выдает за любовное письмо, незабываема панорама лиц узников, слова, которые так сердечно, так талантливо и так уместно сочиняет Марта о любви, о красных листьях осени, о теплом дожде - и оттаивают лица голодных, замученных женщин. Эти кадры удивительно тонко сняты оператором Виневичем. Судьба Марты и сама ее жизнь зависит от каприза надзирательницы и от случая. Но и на пороге смерти, на самом последнем этапе своего земного пути, Марта любит, любима и счастлива…Ее счастье в верности себе, а не в злобной фашисткой химере. Она внутренне свободна. Этот мотив свободы, пожалуй, и есть то самое главное в незавершенном шедевре Мунка.

20 сентября 1961 года Анджей Мунк погиб в автомобильной катастрофе. Он успел снять только «лагерную» часть фильма, а современную (основную в романе Зофьи Посмыш-Пясецкой) только начал (в СССР роман писательницы «Пассажирка» был напечатан в «Иностранной литературе» 1963 N 8). После гибели Мунка возникла проблема, что делать с фильмом? Доснимать фильм Мунка никто не решился. Через два года друг погибшего режиссер Витольд Лисевич пошел на рискованный эксперимент, решив показать в фильме только то, что сделал сам Мунк, не добавляя ни одного кадра. «Пассажирка» вышла на экраны, и вскоре его увидели зрители многих стран. За короткое время фильм получил мировое признание заслуженное им по праву.

Роли дублировали: Ирина Карташева, Данута Столярская, Ольга Маркина, Михаил Глузский, Анатолий Кузнецов, Алексей Консовский.

Награды:
Каннский кинофестиваль, 1964 год
Победитель (1): Особое упоминание
Номинации (1): Золотая пальмовая ветвь

Венецианский кинофестиваль, 1964 год
Победитель (1): Премия итальянских критиковуникальные шаблоны и модули для dle
Скачать в отличном качестве

4 909 просмотров

Добавить комментарий!